
От идеи до легенды за 15 лет: история становления дрифта в России


Два последних года в российском дрифте проходят под знаками юбилеев. В 2024 году Российская Дрифт Серия провела 15-й сезон главного турнира страны по этому виду спорта, а сезон-2025 завершил 100-й в истории первенства этап. Пятнадцать лет в статусе крупнейшего и самого авторитетного чемпионата по дрифту и сотня состоявшихся уик-эндов — отличный повод вспомнить, с чего началось это уникальное для отечественного автоспорта явление.
В начале 2000-х дрифт в России постепенно переставал быть уличным развлечением и превращался в полноценную спортивную дисциплину. Горных серпантинов, которые способствовали развитию дрифта в Японии, у нас не было, зато были необъятные парковки у торговых центров, ставшие сначала тренировочными площадками, а потом и гоночными трассами.
Первым шагом к превращению дрифта в России в спорт, а не формат нарушения ПДД, стала «Формула Дрифт», стартовавшая в 2007 году, — проект, о котором сегодня помнят лишь истинные фанаты. Однако организаторы не смогли сделать из него устойчивый бизнес, и вскоре турнир сошёл на нет. Именно это стало толчком к созданию в конце 2009 года Российской Дрифт Серии (РДС).
Создатели хотели короткое, звучное и гармоничное название — так и появилась аббревиатура РДС. У истоков будущей главной автоспортивной серии страны стояли дрифтер Тимофей Кошарный и Александр Смоляр, которые полностью переосмыслили подход к дрифту в России. Вместо парковок — гоночные трассы, вместо бесплатных мероприятий — билетная система, а все доходы направлялись на развитие самой серии.
Уже в 2011 году дрифт получил официальный статус автоспортивной дисциплины, а РДС вошла под эгиду Российской автомобильной федерации. После этого именно РДС, а не «Формула Дрифт», которые в 2010 году сосуществовали параллельно, стала главным турниром страны и символом новой эпохи российского дрифта.
В основе разработанных по технологии ADAPTEC формуляций более эффективное использование модификаторов трения на основе сложных органических эфиров/имидов, дитиокарбамата молибдена (MoDTC, органического молибдена).
Купить на OZON


Первый сезон РДС в 2010 году включал шесть этапов, от Краснодара до Усть-Лабинска. Одним из самых ярких событий стал этап на Лубянской площади — провести гонку в самом центре Москвы, перекрыв главные улицы столицы, удалось лишь дважды в истории (Кубок Москвы по дрифтингу и этап РДС). После реконструкции площади повторить такой проект стало невозможно, да и даже если бы территория позволяла, вряд ли бы в наши дни кто-то разрешил остановить движение в центре Москвы на несколько дней.
Интерес к дрифту, в том числе за счёт таких необычных этапов, невольными зрителями которых становились случайные прохожие, стремительно рос: уже в дебютном сезоне участвовало порядка 25 пилотов в каждом уик-энде. Формат соревнований постепенно стал двухдневным — квалификация в пятницу, парные заезды в субботу, но затем перешёл на традиционный для мирового автоспорта график с тренировками в пятницу, квалификацией в субботу и решающими заездами в воскресенье.
С самого начала РДС стремилась выйти за пределы страны. Чемпион получал возможность выступить в Японии на легендарной трассе «Эбису» в турнире G1GP Gaijin Drift Competition и в 2011 году россиянин Феликс Читипаховян одержал там победу. Эти поездки стали колоссальным прорывом, потому что в заграничное турне выбирались не только пилоты и механики, но и организаторы с судьями. Накопленный опыт позволял совершенствовать состязания в России.
И с каждым годом Российская Дрифт Серия становилась все более международной по своей сути. Уже в 2010-м в серии участвовали спортсмены из Латвии, Эстонии и Финляндии, а в 2012–2013 годах в Тушине прошли международные этапы «Автоэкзотика РДС», куда организаторы целенаправленно приглашали зарубежных пилотов. Во Владивостоке проводились зрелищные соревнования RDS vs. D1 с участием японцев — прообраз будущего Asia Pacific D1 Primring GP, где в 2018 году, россияне уже выиграли у сильнейших пилотов Японии. И это при том, что состязания проходили по японским правилам с японской телеметрией для оценки заездов.
и новый уровень
2015 год стал переломным для российского дрифта, поскольку РДС приобрёл предприниматель Дмитрий Добровольский, ранее представленный в серии со своим брендом Aimol. Его предшественник Александр Смоляр сосредоточился на других проектах, а новый владелец увидел в РДС огромный потенциал и серьёзно вложился в развитие дисциплины.
Добровольский с нуля погрузился в атмосферу дрифта и был поражён его зрелищностью. Он сделал ставку на профессиональные трансляции, качественную работу съёмочной бригады и современные технологии. Именно РДС первой в мире начала активно использовать съёмку с дронов, что вызвало восхищение даже у американской Formula Drift.
При новом руководстве турнир вышел на принципиально иной уровень: выросло число партнёров, улучшилась организация, а трибуны стали заполняться до отказа. За трансляциями следили сотни тысяч зрителей — дрифт окончательно превратился в массовое зрелище и самую популярную дисциплину автоспорта, какой и остаётся по сей день.
и новые горизонты
В 2018 году стартовал международный чемпионат RDS GP, а «РДС Запад» стал региональной серией. С этого момента RDS GP заняла место высшей лиги российского дрифта. Путь туда проходил через региональные турниры — «РДС Восток», «Сибирь», «Урал», «Север», «Юг» и другие. Эти серии стали кузницей талантов и обеспечили единую систему правил и стандартов дрифта по всей стране.
За последние годы в РДС выступали легенды мирового дрифта: Дайго Сайто, Масато Кавабата, Джеймс Дин, Джек Шанахан, Чарльз НГ, Тецуя Хибино и многие другие. В 2018 году почти каждый этап украшали приглашённые звезды из Formula Drift — Мэтт Филд, Оди Бакчис, Райан Тёрк и другие иностранные пилоты. Болельщики были в восторге, получив возможность, например, в Рязани встретить американского мастера дрифта, а заокеанские гости открыли для себя неизвестный до того мир российского дрифта, уровень которого стал приятным сюрпризом для пилотов из США.
Тем не менее чемпионами серии лишь дважды становились иностранцы — украинец Алексей Головня (2020) и ирландец Джек Шанахан (2021). Главная же звезда РДС — Георгий Чивчян, четырехкратный чемпион и двукратный обладатель Интерконтинентального кубка FIA по дрифту IDC, родом из Сибири. Именно Красноярск по праву считается родиной российского дрифта, а местная трасса «Красное кольцо» — одним из символов езды в управляемом заносе в нашей стране
Иконами чемпионата стали Георгий Чивчян и его вечный соперник и давний друг Аркадий Цареградцев, а видеоролики Анатолия Зарубина не только прославили двух сибирских мастеров дрифта на весь мир, но и открыли многим россиянам мир дрифта и привлекли зрителей на трибуны. Впрочем, за полтора десятилетия символов Российской Дрифт Серии стало больше, чем просто живые легенды Гоча и Царь.
Комментатор Николай Свистун стал неизменным голосом РДС, видеосервис RDS TV дал возможность в прямом эфире наблюдать за заездами тысячам фанатам дрифта по всему миру, уникальная система телеметрии RDS Drift Dynamics, разработанная специально для турнира, помогает судьям оценивать заезды, а узнаваемый розовый логотип-оригами объединил в огромное комьюнити поклонников дрифта в России и за её пределами.
Усовершенствованные металлидные противоизносные и антиокислительные присадки для улучшения эксплуатационных свойств присадочного пакета. «Умная» формула ADAPTEC адаптируется и обеспечивает двигателю максимальную защиту в любых условиях эксплуатации и при всех режимах работы.
Купить на OZON
Высокий профессиональный статус РДС, её популярность и качественное освещение подтверждается и неизменно растущим вниманием к серии со стороны спонсоров и партнёров из мира бизнеса. Например, уже упоминавшийся Георгий Чивчян и его команда заручились поддержкой бренда моторных масел и технических жидкостей TAKAYAMA. Более того, именно в сотрудничестве с командой, носящей теперь название TAKAYAMA Forward Auto, разрабатывалась линейка спортивных, рассчитанных на «заряженные» двигатели и экстремальные нагрузки моторных масел Racetec, которая теперь широко доступна и обычным розничным покупателям.
Это уже не «просто» спонсорство, а вполне серьёзное техническое и даже научное сотрудничество. Партнёрами из числа масляных, шинных брендов, поставщиков запчастей и комплектации обзавелись и другие дрифт-коллективы РДС. И это позволяет командам готовить все более и более серьёзную технику, вкладывать средства в медийное продвижение себя и своих партнёров. А серия от этого получает безусловную пользу, становясь всё известнее, популярнее и ярче. То есть заработал лучший вариант, существующий в мире профессионального автоспорта — когда заинтересованные в рекламе, техническом сотрудничестве и экстремальном «испытательном полигоне» бизнесы поддерживают и сами соревнования, и их участников.
Юбилейный 15-й сезон-2024 РДС отметила по‑особенному — год открыл первый в истории Зимний кубок РДС в «Лужниках», а завершил грандиозным Кубком России по дрифту, где на одной трассе сошлись представители двух ведущих чемпионатов — Гран-При Российской Дрифт Серии (RDS GP) и межрегиональной серии RDS Europe. В 2025 году младшая серия сменила имя на RDS Open, но на сути это не сказалось — турнир остаётся хорошей подготовительной площадкой для будущих звёзд RDS GP, а в главной дрифт-серии страны появились новые имена, новые интересные автомобильные проекты. В RDS Open растут новые звезды, а мастера RDS GP регулярно участвуют в этапах, поддерживая высокий уровень борьбы.
В 2024-м с первой попытки чемпионом стал дебютант RDS GP Артем Шабанов, а в 2025-м свой второй титул в драматичном семиэтапном пути от не пройденной впервые в карьере квалификации до уверенного чемпионства завоевал ветеран турнира Аркадий Цареградцев. Так что Российская Дрифт Серия не просто удивляет каждый год, но и растит новые таланты — о полной смене поколений речи пока не идет, но молодежь с каждым сезоном становится все более и более сильным соперником для живых легенд RDS. А значит, серия движется в верном направлении — и забитые до отказа трибуны служат лучшим тому подтверждением.