
Слышали что‑нибудь
о JDM?
о JDM?
Разбираемся, почему старая японская машина — это часть целой культуры


Эти машины вообще никогда не должны были появиться за пределами Японии, но в итоге покорили почти весь мир, став отдельным направлением в автомобильном мире и целой философией популярной культуры. Что же такое JDM и в чем секрет такой популярности праворульных машин из Страны восходящего солнца?
За аббревиатурой JDM скрывается весьма обыденный термин Japanese Domestic Market, в буквальном переводе означает «внутренний рынок Японии» и относится к автомобилям и запчастям, которые выпускаются исключительно для продажи внутри страны. Речь идёт о продукции, существенно отличающейся от той, что поставляется на внешние рынки, или же вовсе не предназначенной для экспорта.
Но запретный плод сладок, поэтому со временем чисто японское понятие JDM превратилось в глобальное культурное явление, объединяющее в себе стиль, философию и даже образ жизни, основанные на любви к японским автомобилям, тюнингу и уличной культуре. Все потому, что редкие по меркам России, Европы и тем более США машины оказались идеальным выбором для тех, кто хочет быть в центре внимания.
Автомобили, изначально предполагавшиеся только для продажи внутри Японии, за рубеж попадали редко, но вот подержанные японские машины за границу поставлялись всегда. И именно техника с пробегом оказала огромное влияние на популяризацию JDM. Спасибо за это в том числе и законам Японии. Чем старше становится машина, тем дороже её содержать, поэтому японские водители регулярно меняют свои автомобили на новые.
Учитывая менталитет жителей Страны восходящего солнца, которые тщательно следят за техникой, на вторичном рынке стали появляться машины с минимальным пробегом в состоянии практически новых. Цены на такие автомобили на аукционах были весьма привлекательными, так что праворульные модели начали свою экспансию за рубеж, в первую очередь в Россию. А вместе с машинами новые территории стала покорять и JDM-культура.
Праворульные автомобили были дешевле официально импортирующихся в страну модификаций с левым рулём, а кроме того модели для внутреннего рынка Японии отличались более богатым оснащением с оборудованием, которого не было у точно такой же экспортной версии машины. Ну и репутация автомобилей с клеймом Made in Japan была очень высока, потому что к тому времени знаменитое японское качество в нашей стране оценили уже по другой технике.
В основе разработанных по технологии ADAPTEC формуляций более эффективное использование модификаторов трения на основе сложных органических эфиров/имидов, дитиокарбамата молибдена (MoDTC, органического молибдена).
Купить на OZON


культуры JDM
После Второй мировой войны Япония начала стремительно развивать промышленность, в том числе автомобильную. К 1960-м годам появились фирмы, которые позже стали легендами — Toyota, Nissan, Honda, Mazda, Mitsubishi, Subaru — а в 1970–80-е на рынке появились модели, сыгравшие важную роль в глобальной автомобильной культуре. Легендарный «Годзилла» Nissan Skyline GT-R, олицетворяющая дрифт Toyota AE86 Sprinter Trueno, Mazda RX—7 с необычным роторным двигателем, доступная и интересная по управляемости Honda Civic. Эти машины были легки, надёжны и имели невероятный потенциал для доработок, во многом заложив основу для целой индустрии тюнинга.
90-е годы стали пиком японской автомобильной инженерии. Неофициальное «джентльменское соглашение» автопроизводителей, по которому мощность двигателей не должна была превышать 280 л.с. (если точнее, то максимумом были 276 л.с.), а максимальная скорость составляла до 180 км/ч, стимулировали компании создавать в этих рамках не сверхмощные машины, а идеально сбалансированные модели, которые уверенно чувствовали бы себя в самых разных условиях эксплуатации — от повседневных поездок по городу до выездов выходного дня на горные серпантины и даже гоночные трассы.
Эта золотая эпоха JDM подарили миру культовые Toyota Supra A80, Nissan Silvia сразу трёх поколений, легендарные Subaru Impreza WRX STI и Mitsubishi Lancer Evolution, непревзойдённую Honda NSX и ряд других моделей, которые и по сей день остаются желанными у ценителей честных автомобилей. Потому что в те годы инженерам удавалось строить машины, которые без многочисленных электронных помощников водителя были понятными и предсказуемыми в управлении. Не исключено, что и водители в те годы имели совсем другой уровень мастерства, но это уже другая история.
Вместе с автомобильной отраслью в Японии активно развивалась и индустрия тюнинга — выпуск запчастей и аксессуаров самого разного рода сформировал огромный рынок товаров для персонализации стандартных машин. Повысить мощность двигателя, улучшить управляемость, создать неповторимый внешний вид, сделать более комфортабельным интерьер — все это можно было сделать за счёт тюнинга. Накопленный за годы производства запчастей или участия в гонках опыт привёл к появлению многочисленных тюнинг-ателье, создававших эксклюзивные проекты. Именно это сочетание уникальных автомобилей, недоступных за пределами Японии, и особый подход к доработке машин и сформировали неповторимую культуру.
В конце 1990-х — начале 2000-х японские машины начали массово импортироваться в США, Европу и Россию, причём наряду с официально поставляющимися новыми автомобилями с аукционов хлынул и поток подержанных моделей с правым рулём. И машинам с пробегом принадлежит немалая роль в популяризации JDM-культуры.
Впрочем, основной вклад в продвижение автомобилей для «внутреннего рынка Японии» внесли фильмы, видеоигры и, конечно, аниме. Манга Initial D стала первым более-менее массовым культурным феноменом, продвигавшим японские автомобили, их доработку и дрифт, на широкую аудиторию. Но в мировом масштабе решающую сыграли все‑таки другие проекты.
Вышедший в 2001 году фильм The Fast and the Furious быстро получил статус культового, а представленная в 2003 году игра Need for Speed: Underground поддержала интерес молодёжи к японским автомобилям и их доработкам. К тому времени уже была дебютировавшая в 1997 году серия игр Gran Turismo, но именно NFS породила взрывной рост интереса к культуре JDM, который усилился с релизом в 2006-м очередной части кинофраншизы «Форсаж», целиком и полностью посвящённой Японии и её автомобильной жизни — The Fast and the Furious: Tokyo Drift.
Эти проекты сделали JDM глобальным феноменом и мечтой для молодёжи, которая быстро поняла, что с относительно небольшим бюджетом можно построить яркий и стильный автомобиль. Или же сразу купить готовый проект из Японии, поскольку на местных аукционах появлялись не только стоковые машины, но и те, что уже получили доработки у себя на родине. И подобные тюнинг-кары, появляясь в России и других странах, наглядно демонстрировали, как за счёт доступных аксессуаров — нестандартные колеса, спортивные сиденья и руль, различные наклейки и игрушки — можно сделать неповторимую машину.
Культура JDM — это даже не про автомобили, а про машины как способ самовыражения. Японский подход к доработкам техники объединяет эстетику, инженерное творчество и уличную субкультуру.
- • Праворульные машины;
- • Минимум визуального «шума»;
- • Оригинальные японские детали;
- • Заниженная посадка;
- • Винил и наклейки, вдохновлённые японской культурой.
Фактически создать правильный JDM-проект можно с минимальными затратами. Достаточно автомобиля с «рулём в бардачке», как в России называют праворульные машины, с красивыми дисками, уменьшенным дорожным просветом и, например, спортивными сиденьями и рулём в салоне. Можно кузов украсить винилом, подвесить под бампер цурикаву (небольшое кольцо на ремешке, которое трансформировалось из поручня в японском общественном транспорте в популярный автоаксессуар в JDM-культуре), бросить в салон домо-куна (игрушку-талисман японского телевизионного канала NHK в виде узнаваемого коричневого прямоугольного монстра с полным острых зубов открытым ртом) и на этом остановиться.
Для подержанных машин отдельным фетишем считаются оригинальные наклейки из автосалона или стикеры о прохождении технического осмотра, поскольку для культуры JDM любые оригинальные элементы японской автомобильной жизни идут в плюс. Поэтому‑то на созданных по всем канонам стиля проектах можно найти такие элементы, которые обычному автолюбителю, не погруженному в нюансы JDM-стиля, не скажут ничего, но фанату поведают многое.
Кроме кастомизации японские автомобили позволяют и серьёзный технический тюнинг. Моторы 2JZ, RB26DETT, K20, SR20DET и прочие культовые агрегаты допускают кратное увеличение мощности, изначально неплохо настроенные подвеску и тормоза можно сделать ещё лучше и адаптировать к разным гоночным сериям, так что JDM-машины легко можно превратить как в стильный транспорт на каждый день, так и в серьёзные спортивные инструменты как для точной траекторной езды по кольцевым трассам в погоне за лучшим временем круга, так и в бескомпромиссные дрифт-кары.
Благо, что рынок предлагает массу возможностей для постройки на базе японских автомобилей самых разных проектов. Причём без отказа от каноничной для JDM-культуры концепции использования японских аксессуаров. Колеса Work, Volk Racing, Enkei и других брендов, обвесы Liberty Walk и Top Secret, ремни Takata и рули Vertex — список знаковых для «внутреннего рынка Японии» компаний можно продолжать бесконечно.
Усовершенствованные металлидные противоизносные и антиокислительные присадки для улучшения эксплуатационных свойств присадочного пакета. «Умная» формула ADAPTEC адаптируется и обеспечивает двигателю максимальную защиту в любых условиях эксплуатации и при всех режимах работы.
Купить на OZON
Сегодня JDM переживает ренессанс, причём новая волна интереса к этой культуре касается как подержанных, так и новых машин. Классические автопредставители этой ниши становятся коллекционными и дорожают, а для подрастающего поколения недорогие японские машины с пробегом становятся отличной платформой для самовыражения. В зависимости от возможностей и бюджетов появляются как относительно демократичные стенс-проекты, так и дорогие рестомоды с современными агрегатами в классических кузовах.
Сами же автопроизводители активно эксплуатируют своё наследие. Toyota спустя почти 30 лет возродила Supra, Nissan отдал дань уважения нескольким классическим спорткарам новым купе Z (его, кстати, за основу взяла российская команда Takayama Forward Auto, построившая первый в стране дрифт-кар на этой платформе, причём команда из Красноярска активно использует детали собственной разработки и производства, которые закупают спортсмены даже из-за рубежа), классическую Honda NSX итальянское дизайн-ателье Pininfarina совместно с соотечественниками из инжиниринговой компании JAS Motorsport переосмыслили в формате рестомода, так что интерес к JDM-культуре жив и у фанатов, и у производителей.
Во всем мире проходят JDM-фестивали, клубные встречи и шоу (например, Tokyo Auto Salon, StanceNation, Offset Kings за рубежом, а в России — JapDays и JDM Fest, в какой‑то степени Tsunami Picnic и Grounded Event, хоть напрямую и не посвящённые японскому автопрому, но который там широко представлен).
Команда Takayama Forward Auto стала главным партнером бренда. А еще Takayama поддерживает одно из культовых JDM-мест в стране — уникальный музей японских автомобилей Buckets Empire в Москве, открытый Игорем Козловым в 2019 году. На двух его площадках представлено более 230 японских автомобилей выпуска до 1990 года, редкие мотоциклы, скутеры, аудио- и видеотехника, а также аксессуары из быта старой Японии, включая эксклюзивные и уникальные экземпляры. И этот музей очень популярен.
Так что слухи о том, что современная молодежь машинами больше не интересуется, а мировой автопром переключился исключительно на электромобили — действительноcти особо не соответствуют. «Внутренний рынок Японии» давно стал мировым феноменом, который не собирается сходить со сцены.