
Что такое дрифт
И как TAKAYAMA Forward Auto впечатала свое имя в мировую историю этой дисциплины



Дрифт — это не только способ эффектного вождения автомобиля или увлекательное шоу, но и вид автоспорта, который сочетает в себе элементы уличной культуры, профессиональных гонок и передового инжиниринга. Часто дрифт ассоциируется с захватывающими кадрами из фильмов или видеоигр, но на самом деле это дисциплина, которая требует от пилота высокой подготовки и немалой смелости, большого опыта и мастерства работы с машиной от команды, самых продвинутых технологий и технических ноу-хау от автомобиля.


Дрифт — это техника управления автомобилем, при которой водитель сознательно «выводит» машину из сцепления с дорогой, заставляя задние колеса скользить по асфальту. При таком стиле езды машина находится в управляемом заносе, а задача человека за рулём — удерживать автомобиль под контролем и аккуратно преодолевать повороты на высокой скорости. Для того чтобы справиться с этой непростой задачей, нужны отточенные навыки работы с педалями газа и сцепления, а также рулём. Впрочем, настоящие профессионалы руль используют мало, потому что при должном умении управлять машиной, ввинчивая её в виражи, можно точной работой с газом. Также основным инструментом дрифтера в движении служит ручник, которым провоцируют занос и подправляют траекторию автомобиля.
Дрифт — это не хаотичное скольжение или «занос по неосторожности», а чёткая, продуманная и искусно выполняемая техника, которая требует точности в управлении машиной и отличной реакции от пилота. Права на ошибку нет, потому что любая помарка может привести к развороту, а то и серьёзной аварии. Особенно если речь идёт о парном заезде на гоночной трассе в обрамлении бетонных блоков. Но начиналась история дрифта на обычных дорогах.
В основе разработанных по технологии ADAPTEC формуляций более эффективное использование модификаторов трения на основе сложных органических эфиров/имидов, дитиокарбамата молибдена (MoDTC, органического молибдена).
Купить на OZON
Дрифт возник в Японии в 1970-х годах. Популяризатором дрифта стал японский автогонщик Кейичи Цучия, который на горных дорогах начал экспериментировать с техникой езды в управляемом заносе. Знаменитые горные серпантины-тоге способствовали развитию такого стиля — молодёжь искала возможность проезжать извилистые дорожки с максимальной скоростью. Быстро стало понятно, что сохранить темп на выходе из поворота и разгоняться максимально эффективно после прохождения виража позволяет проезд в управляемом заносе. Тем более что такому варианту управления способствовали популярные в то время автомобили — лёгкие заднеприводные и весьма недорогие модели вроде Toyota Sprinter Trueno (AE86).
Вообще отцом дрифта принято считать Куни-сана — такое прозвище носил профессиональный мото-, а потом и автогонщик Кунимицу Такахаси, который одним из первых начал использовать технику езды в управляемом заносе в гонках. А затем это подхватил Цучия, который довёл это мастерство до широкой публики. Особый стиль управления автомобилем Кейичи, направленный на демонстрацию максимальной скорости в поворотах, привлёк внимание и быстро стал популярным среди любителей автомобильной культуры.
Изначально дрифт был частью любительских уличных гонок, но постепенно стал официальным спортом. Культовое аниме Initial D сделало дрифт молодёжным феноменом, а в 2006 году мировую известность ему придал голливудский блокбастер «Тройной форсаж: Токийский дрифт».
Первые чемпионаты по дрифту появились в 1990-х, а в 2001 году прошёл японский турнир D1 Grand Prix, который считается первым официальным международным соревнованием в этой дисциплине. За ним последовали американское первенство Formula Drift и Российская дрифт-серия, а потом случилось закономерное взаимопроникновение культур — сначала российские дрифтеры выступали в Японии, Европе и США, а потом и японские, американские и европейские спортсмены стали приезжать в Россию для участия в RDS.


Чтобы понять, почему дрифт — это настоящий спорт, нужно оценить несколько ключевых для этой дисциплины аспектов.
Кажется, что в дрифте физическая форма пилота не имеет значения, ведь заезды обычно длятся меньше полминуты, но это заблуждение. Именно из-за скоротечности заездов спортсменам требуется хорошая физическая подготовка, а также отличная реакция. А поскольку автомобили во время заезда находятся вплотную друг к другу, требуется немалая концентрация внимания и психологическая устойчивость.
Дрифт — это не только про красивые заносы, но и про высокий уровень инженерной работы и настройки автомобиля. Времена, когда на старт можно было выехать на любой машине с задним приводом, давно прошли. Для современных соревнований по дрифту автомобили проходят серьёзную подготовку. Самый яркий пример — российская команда Takayama Forward Auto и проект её основателя Георгия Чивчяна, который первым в России построил дрифт-кар на базе нового Nissan Z. Чивчян, известный в мире автоспорта под ником Гоча, — четырехкратный победитель Российской дрифт-серии и единственный в мире двукратный обладатель Интерконтинентального кубка FIA по дрифту.
Формально автомобиль даже называется не Nissan, а Forward Racing. Степень вмешательства в конструкцию исходного спорткара оказалась столь глубокой, что машине с полным правом дали новое имя. Георгий два десятка лет выступал на Nissan Silvia S15, построил Nissan GT-R R35, а когда пришло время задуматься о новом проекте, выбрал для себя новый и уникальный для России Nissan Z. И по сей день такая машина в Российской дрифт-серии одна, хотя и есть ещё один Nissan 370Z, который внешне стилизован под «зетку».
Оказавшись в руках красноярских специалистов, исходное купе подверглось оцифровке, а потом на базе цифровой модели были проработаны все нюансы конструкции нового дрифт-кара. Машина получила эксклюзивный карбон-кевларовый обвес красноярской компании Monsterservice, ливрею создала питерская студия Ciay Studio, а силами команды «Форвард Авто», которая под брендом Forward Racing выпускает запчасти и комплектующие, было создано более сотни эксклюзивных деталей. Автомобиль оснастили шестицилиндровым 2JZ-GTE с фрезерованным из цельного куска алюминия блоком цилиндров Billet Block, что тоже является ноу-хау сибирского коллектива, а под новый мотор и специфику эксплуатации силовых агрегатов в дрифте российская компания Takayama подготовила особую рецептуру моторного масла. Все ради максимальной надёжности и эффективности машины! В итоге в 2024 году Гоча выиграл первый в истории Кубок России по дрифту, а под занавес сезона-2025 одержал за рулём нового дрифт-кара свою двадцатую победу в Российской дрифт-серии, выиграв 100-й в истории этап первенства.
Успех в дрифте во многом зависит от работы команды, поскольку даже самый умелый пилот ничего не сможет показать на автомобиле, который толком не настроен или постоянно ломается. Полноценная работа по настройке машины и выстраиванию стратегии поведения на этапе подразумевает тонкое взаимодействие между пилотом и его инженерами. В этом отношении дрифт полностью повторяет любую другую гоночную дисциплину, где результаты достигаются только за счёт тесной работы пилота, инженеров и механиков.
Кстати, как можно понять из современного названия — Takayama Forward Auto — японский масляный бренд Takayama не ограничился одним проектом и остается с командой. Помимо специальной «спортивной» линейки масел Racetec, которая была создана именно в сотрудничестве со спортсменами и теперь производится уже серийно, для личных автомобилей и «негоночной» техники команды коллектив использует «гражданскую» линейку масел Takayama Adaptec. Дрифтеры и производитель буквально нашли друг друга: японский бренд всегда стремился поддерживать в первую очередь именно родившийся в Японии вид автоспорта. Фаворит RDS GP, команда Takayama Forward Auto — флагман бренда в российском дрифте, но далеко не единственные друзья Takayama в этой среде. Многие спортсмены сотрудничают с брендом уже на постоянной основе, символику Takayama можно встретить на различных соревнованиях и дрифт-фестивалях, часто проходят какие-то совместные активности. Это, кстати, дополнительно подчеркивает факт, что дрифт давно стал серьезным профессиональным спортом, быть представленным в котором стремятся производители различной продукции для автомобилей. Не только масел — похожие инициативы проявляют, например, и некоторые шинники, и поставщики запчастей.
Судьи оценивают выступления по нескольким критериям: угол заноса, траектория и стиль. Чистая скорость в дрифте не важна. Здесь много решает опыт и природный талант пилота, а ещё — удача. Поэтому опытнейшим спортсменам вроде того же Чивчяна или двукратного чемпиона RDS GP Аркадия Цареградцева с успехом противостоят молодые таланты в лице Артёма Шабанова и Антона Козлова.
Усовершенствованные металлидные противоизносные и антиокислительные присадки для улучшения эксплуатационных свойств присадочного пакета. «Умная» формула ADAPTEC адаптируется и обеспечивает двигателю максимальную защиту в любых условиях эксплуатации и при всех режимах работы.
Купить на OZON
Дрифт отчасти можно сравнить с такими дисциплинами, как фигурное катание или гимнастика. В мастерстве управления машиной в заносе важны техника, точность выполнения судейского задания, возможность удивить зрителей и судей.
Как и в любом другом спорте, в дрифте существуют любительские и профессиональные турниры. И пусть официального чемпионата по дрифту пока нет, победители ведущих национальных турниров — в России, США и Японии — становятся звёздами международного уровня с большим количеством фанатов, которые поддерживают своих любимых спортсменов и следят за ходом заездов на каждом этапе.
Дрифт — это давно уже не шоу или хобби. Это профессиональный вид автоспорта, который сочетает в себе скорость, точность, креативность и командную работу. Это спорт, где зрелищность сочетается с техническим мастерством, а каждый поворот на трассе демонстрирует искусство управления автомобилем.
При этом дрифт до сих пор остаётся одной из самых доступных дисциплин автоспорта. Начать свой путь можно с зимних серий, где можно участвовать на бюджетных «Жигулях», а потом уже через локальные турниры пробиваться на вершину летнего дрифта. Но важно иметь в виду, что дрифт требует не только смелости ехать в заносе на высокой скорости, но и хороших навыков управления автомобилем, понимания поведения машины и глубоких знаний всех нюансов дрифта. Но если что, стать частью этой увлекательной и динамичной дисциплины автоспорта можно намного проще — достаточно купить билет на трибуну и полностью проникнуться атмосферой дрифта.